Одним из самых сказочных городов, которые мне довелось посетить, был чешский город Крумлов. Наверное, даже самым сказочным. Даже не знаю с чем сравнить впечатление им оставленное. Разве что, с очень давним посещением узбекской Хивы. Тогда тоже приехали в какую-то дыру – небольшой унылый пыльный городок в пустыне, с приземистыми обветшалыми хатами, почти без всякой зелени и с толпами босоногих чумазых детей. Пыль везде. Да в пустыне это и не удивительно. Ощущение всеобщей нищеты. И недалеко – очень высокая стена неизвестного назначения, не каменная, а что-то типа глины, уже плохо помню из чего именно.
Было совершенно непонятно чего мы сюда приперлись и что тут смотреть. Оказалось, в глиняной стене есть ворота, куда мы и вошли. А там – другая реальность. Изысканный восточный город с минаретами, дворцами, гаремами, фонтанами, медресе… Всюду изящная восточная роспись, красивые здания с галереями и балкончиками, узкие улицы между очень высоких стен… Кажется, когда-то столица некоего ханства. Никак нельзя было ожидать таких невообразимо разных реальностей на одной территории. Просто шок.
Тут, в Европе, колорит, конечно, совсем другой, но вспомнила я тот давний случай потому, что сюжеты оказались похожими. Едем мы себе заснеженными полями и лысыми перелесками. Погода хмурая, сколько еще тащиться непонятно. Хоть это и Чехия, но виды ничем не отличаются от какого-нибудь зимнего черноземья в родных просторах. Тоска, в общем. Потом слева вдоль дороги вырисовывается некий холм. Ну холм, как холм. Однако за холмом оказалась автобусная туристическая стоянка, где мы и припарковались.
Чего мы тут собрались смотреть – совершенно непонятно. Но делать нечего – выходим и идем стадом за гидом через дорогу, а потом через какую-то маленькую речушку по мосту. Я уже готова пожалеть, что отправилась в этот тур – очевидно же, что негде тут чему-либо действительно интересному разместиться. Ладно, иду дальше. За деревьями обнаружились ступеньки. Поднимаемся. Довольно долго поднимаемся.
А потом… Не знаю, как словами описать этот шок. Мы оказываемся не на холме с панорамой на поля, как предполагала я, а на каком-то закрытом сверху мосту со скульптурами, типа галереи. Но не это главное. Перед нами открывается невероятная и неожиданная сказка – панорама прелестного старинного города внизу, расположенного с другой стороны того заурядного холма, что мы видели с дороги. Как специально и тучи разошлись, выглянуло солнце, делая панораму города еще более волшебной.
Если бы я хоть что-то знала об этом, эффект не был бы таким потрясающим. Город, безусловно, очень колоритный и красивый сам по себе, включен в список мирового наследия Юнеско, но магия была в этом его появлении из ниоткуда. Так что иногда лучше ничего не знать о тех местах, куда собираешься. Впрочем, в путеводителе, который я уже потом прочитала, нет ни слова об этом его уникальном расположении относительно дороги.
Этот холм, как выяснилось, перерастает в древний замок, так что уже и не понять, где кончается одно, а начинается другое. Выглядит весьма впечатляюще. Не знаю, почему с другой стороны виден только холм. Наверное, там еще деревья слегка прикрывают перспективу, да и стены замка примерно того же цвета, что и сам холм. Может, если знать, то можно было что-то заметить. Но когда мы покинули город и вернулись на стоянку, были уже глубокие сумерки, и все тонуло в темноте. Так и не рассмотрела.
Внизу делает немыслимые пируэты, типа огромной буквы S, та самая Влтава, которая потом протекает через Прагу. Но здесь, в верхнем течении, она еще не такая внушительная. И среди этих ее крутых изгибов и расположен город.
Та галерея, на которой мы оказались, является переходом между зданиями большого замка правителей. Экскурсия прошла только по его внутренним дворикам – в зимний период доступ в замок туристам закрыт из-за перепадов температур, ради сохранности древних раритетов. Что-то там рассказывали об одной из башен замка и о какой-то Белой даме, которая там обитает по сей день в качестве привидения. Периодически ее якобы видят на круговом арочном балконе башни. Суть сюжета память не сохранила, а в той литературе, что я потом приобрела, об этом ничего нет. Но вообще в рассказах об этом городке часто упоминалось разнообразное колдовство. И не удивительно – город явно волшебный.
На одной стене в замке был замысловатый рисунок, который оказался оригинальными старинными солнечными часами, работающими и по сей день. Когда мы там проходили, солнце светило, и была возможность убедиться в правильной работе этой невиданной конструкции. Пройдя через разные внутренние дворики и осмотрев разные особенности архитектуры и ренессансные настенные росписи, вышли прямо в город.
Город преимущественно средневековый. Многие старинные здания в городе выглядят сказочно. Башни, домики как игрушечные, спуски и подъемы, узенькие улочки явно из прошлых веков. Не удивишься, если встретишь тут каких-нибудь троллей или хоббитов – весь облик города располагает к этому. Улица шириной метров в десять уже прямо так и называется – «Широкая». Из-за изгибов Влтавы то и дело на нее натыкаешься, куда ни идешь. Деревянные мостики через нее. Какие-то заводи. На этот город лучше смотреть, хотя бы на фотографии, словами его описывать – напрасный труд. Волшебство не передашь.
Узкие улочки порой так запутаны, что можно было бы заблудиться, но ситуацию спасает высокий замок на скале, который виден, наверное, с любого места. Достаточно просто идти к нему, как по компасу. На экскурсии также рассказывали разные истории и легенды из жизни этого древнего города (между прочим, упоминания о нем датируются примерно 1200 годом) и его отдельных строений, но со временем все перепуталось и отчасти выветрилось, так что не рискну пересказывать.
В Чехии, как известно, хорошее пиво. А этот город славится какими-то необыкновенными сортами. Я не любительница данного напитка и ничего в нем не понимаю, но, поддавшись общему ажиотажу, тоже купила несколько бутылочек для дегустации. Сразу скажу – как не понимала ничего, так и не понимаю. Перевод денег. Впрочем, польза от пива все же была, ниже расскажу.
А пока, нагулявшись по закоулкам города и изрядно замерзнув, из интересных мест, где можно согреться, я обнаружила только книжный магазин, ну не считая закусочных и пивнушек. В книжном были книжки даже на русском. Пока грелась, нашла путеводитель по городу. Купила. Зашла в собор. Я уже столько этих соборов видела, что в памяти остались только самые выдающиеся. Про этот помню только то, что в соборе тоже было холодно, потому я там надолго не задержалась.
Потом снова стало хмуро, и еще пошел снег. Это уже слишком – терпеть не могу мокрые воротники и перчатки. Пришлось укрываться в некоей точке питания, среди прочих жаждущих подкрепиться, и согреваться порцией глинтвейна с курочкой на гриле. Жить стало веселей. Глинтвейн однозначно гораздо вкуснее пива.
Добрела до сквера с панорамным видом на город. Неплохо. Потом мне встретился мост с нависающим над ним распятым Христом. Не знаю, что это означает и почему он тут. Вообще мне этот вездесущий символ христианства кажется весьма садистским, а тут еще и вне церкви. Если это некий памятник, то могли бы ему более гуманный вид придумать. В таком маленьком городке укрыться от непогоды весьма проблематично. Музеи закрыты. Глинтвейн непрерывно пить не будешь, в магазинах без дела неудобно долго находиться, а пиво я, как уже говорила, не пью. Так что, в пивнушке тоже не посидишь.
Как ни хорош город, но после нескольких часов блужданий захотелось уже тепла и уюта. А тут еще эти пивные бутылки таскать пришлось. В общем, когда добралась до автобуса и там включили отопление – это было хорошо. Ноги, кажется, тоже промокли после многочасового лазания по снегу. Опасная для здоровья ситуация.
В пражский отель вернулась практически ночью. В горле начинало першить. Сапоги – мокрые, как я и думала. Очень плохо заболеть в путешествии. Взялась за срочные восстановительные работы. Сначала горячий душ. Потом тут же откупорила одну из купленных бутылок с пивом. Затем кипятильником довела пиво до кипения. Не без проблем. Пиво желало пениться, а не кипятиться, но я его одолела за несколько приемов. Морщась, выпила этот напиток. Да простят меня любители пива – гадость редкая, хотя сорт какой-то разрекламированный. Хорошо, хоть горячее. Потом, кстати, пробовала его в холодном виде, как и положено – еще хуже.
И скорее в люлю под теплое одеяло. В сон провалилась мгновенно. Помогло! Утром встала как огурчик – без признаков надвигавшейся было простуды. Между прочим, такому способу лечения простуды обучил меня когда-то мой бывший молодой человек, с которым мы тоже как-то долго шатались зимой по неведомым закоулкам нашего города, так что я тогда тоже перемерзла. Он потом привел меня к себе домой и почти насильно влил в меня горячее пиво, хотя я сомневалась в таком способе лечения. К моему удивлению, горячее пиво оказалось не таким противным как холодное, а лечебный эффект был просто потрясающим – я тогда не заболела, хотя вообще склонна зимой к простудам.
А потом, когда мы расставались, он с некоторой горечью сказал мне: «Только пиво горячее научил тебя пить, а больше ничего». Несмотря на то, что это утверждение было не так уж далеко от истины, причина расставания была совсем не в этом, но, как ни странно, носила политический характер, хотя ни он, ни я политикой не занимались, да и не шибко интересовались.
Проблема была та же, о которой я тут почти в каждом рассказе упоминаю: я упорно не желала принимать во внимание руководящую роль органов в жизни каждого человека. Ну, или почти каждого. И уж никаким образом не имела намерения с ними сотрудничать, ибо уже имела сомнительное удовольствие понять характер их деятельности. В конце концов, есть законы, я их не нарушаю. Какого хрена от меня еще надо?
Раз уж отвлеклась, то поясню. Дело в том, что хотя мы жили в застойном Советском Союзе, я выросла свободным человеком в относительно свободной стране. Ну, по крайней мере, примерно так я тогда ощущала. Точнее, о стране я не шибко много думала, но и в страшном сне мне не могла привидеться та степень несвободы, которая открылась мне много позже.
Теперь часто доводится читать, что все тогда были подневольными «совками». Не знаю. По моим ощущениям – нет. Вероятно, дело в семье и в окружении. Я не только не была подневольной, но и практически ничего не знала об этом. Мои родители на тайной службе не состояли. Конечно, я читала и слышала о сталинщине и тому подобных периодах, но так же дело прошлое.
Да, была всякая ерунда, типа принудительного вступления в пионеры и в комсомольцы, но это не вызывало протеста, ибо цели декларировались понятные и приемлемые. Да, были выборы, типа один из одного, но это было просто смешно, хотя и несло в себе некую смутную угрозу. Сильно я тогда не вникала. Да, кругом висели странные плакаты, типа «Слава КПСС!», но это воспринималось просто как антураж. И во всем остальном так же – неприятно, но не фатально. Моей свободе это не мешало.
А когда меня в первый раз попытались загнать в тот самый совковый загон, то я вообще ничего не поняла, т.к. не имела представления о его существовании. Я просто отказалась. И только спустя многие годы, когда история стала повторяться, до меня дошел смысл этого явления. Оказалось, что, большинство населения страны не являются свободными гражданами, как я себе это представляла. Большинство зависит от распоряжений той самой тайной власти, которую у нас зовут органами. Я очень удивилась. Но мне самой, как сформировавшейся уже личности, меняться было поздно. И я невольно оказалась во внутренней оппозиции. К внешней оппозиции я никогда не имела отношения, т.к. не верила в ее эффективность.
Тем не менее, органы не собирались оставлять меня в покое и, судя по фактам, поставили целью, в частности, разрушить мою личную жизнь. Мне до сих пор это удивительно и очень сильно напоминает Кафку с его «Процессом». Параллели очевидные, но не буду углубляться, это отдельная тема. В общем, полной ясности до сих пор нет, чего это они в меня вцепились без всякого явного повода – бороться я с ними не собиралась. Но, как говорится, факты – упрямая вещь. По моим представлениям отказ от сотрудничества есть дело личное и не подлежащее наказанию. Но доводилось слышать, что у них мнение на этот счет иное.
Способы успешной борьбы с этим монстром мне неизвестны. Думаю, их нет. Когда я все окончательно поняла, то пыталась сбежать, но удача мне не сопутствовала. Вероятно, потому, что я поняла все поздно, а к таким побегам надо готовиться долго. Я долго надеялась, что в нашей стране может быть нормальное демократическое общество. Это было ошибкой. Теперь они у власти. Конечно, они добились, чего хотели – исподтишка разрушали мои отношения и сделали меня несчастной. Не знаю, какая им от этого радость.
В принципе, совершенно не важно, что они там кому говорили, врали ли, угрожали ли или, напротив, торговались. Достаточно того, что органы постоянно противостояли мне. Мало кто может добровольно решиться взвалить на себя такую ношу, как постоянное противоборство с этим чудищем, я даже осуждать никого не могу. А печальный сюжет в моей жизни повторялся неоднократно, иногда в слегка завуалированном виде, но случалось и в очевидном. Ну да ладно, рассказ невольно сместился от сказки к ужастикам. Понесло. Бывает. Возвращаюсь к теме.
В Чехии я побывала еще в одном, довольно сказочного вида, псевдоготическом замке с несколько странным для русского уха названием – Глубока. Хотя замок не является средневековым, т.к. построен уже в 19м веке, но вроде бы на месте более старого и подражает прежним. В разное время у замка были разные хозяева, а теперь он принадлежит государству и является музеем.
Говорят, он в чем-то подобен английскому королевскому замку в Виндзоре. Не знаю, не была. Но замок дивно хорош, а то, что он находится на высокой скале над рекой, придает ему еще больше очарования. Замок имеет внутренний дворик, как это принято у старых замков, и окружен чудесным парком в классическом стиле.
А внутреннее убранство замка имеет вполне себе средневековый вид, каковым я его представляю. Очевидно, это стилизация. На лестнице стоят и пугают своим видом рыцарские доспехи, в комнатах – разное оружие на стенах, старинные гобелены, портреты, вероятно, бывших владельцев. Мебель тоже старинная, но я не разбираюсь к какому веку ее можно отнести. Вроде бы это реальная обстановка, бывшая при последних хозяевах. Фотографировать в замке, к сожалению, запрещено. Потому есть фотографии только самого замка и парка. Тут тоже лучше смотреть, чем читать об этом.
Безусловно, рассказывая о сказочной Чехии, нельзя не рассказать о ее столице. Прага также относится к самым сказочным городам из тех, что я видела. У нее необыкновенная, ни на что не похожая архитектура. Но Прага велика и достойна отдельного рассказа, на который теперь уже нет сил. Как-нибудь потом напишу.